Переход на главную Если у Вас возникли вопросы, напишите нам
 
... Я хотел стать журналистом - я стал. И как-то так совместил военную стезю (это от отца у меня) и гуманитарную, к которой тяготел. В итоге получился такой... нестандартный - военный гуманитарий.

Валентин Егоров
Из интервью программе "Ангажемент", ГТРК "Янтарь", 2001 г.
Главная
Биография
Телепрограмма «Честь имею!»
Время, на ощупь горячее
Детские рассказы
Литературоведение
Песни
О Калининграде и ...
Калининградцы о нем
 
Фотогалерея
Контакты
Все новости
Литературоведческие аллюзии в журналистских материалах
Б. А. Липшиц, вдова  профессора А.М.Гаркави,  ( из телепрограммы памяти В.Егорова ГТРК «Янтарь», январь, 2005)

... Это определенный багаж интеллектуальный.  Та же диссертация,  его работа над ней.  Все это, безусловно, сказалось в его работе,  чем бы он ни занимался. Так, уже в последнее самое время я по телевизору видела Валентина, он вел передачу «Диалог».  И там. речь шла о сельском хозяйстве, и он  процитировал Некрасова,  который скорбел об участи русского мужика  ..

Практически  не найти  ни одного его материала  в любом жанре - газетная   ли публикация, телерепортаж  или очерк,  даже юмористический рассказ  - без   таких реминисценций. Не говоря уже о  журналистско-литературоведческих поисках и находках  (см.раздел «Бродский»).
Однако есть ( и немало) журналистских работ, особенно в цикле, подписанном   «Заметки Корякова», полностью  построенных на литературных и культурологических ассоциациях.
(см. «Тяжеле  всех судьба казнит Россию» и др.) 
«Тяжеле  всех судьба казнит Россию»
Сборник «Время, на ощупь горячее».  Калининград, 2005

«Горька судьба поэтов всех племен: тяжеле всех судьба казнит Россию», - заметил пушкинский товарищ Вильгельм Кюхельбекер.
А Герцен в одной из своих работ начал свой знаменитый мартиролог русских писателей, убитых иди затравленных государством: Рылеев, Кюхельбекер, Полежаев, Чаадаев…
Увы, герценовский перечень – лишь первая страница мартиролога, и дело не только в «бесчеловечном режиме», как учили нас в школе. Советское время значительно пополнило этот скорбный список. Замучены в лагерях Мандельштам и Клюев, расстреляны Пильняк, Бабель, изломаны судьбы Зощенко и Ахматовой, задохнулся в безвременьи Высоцкий…. И несть числа тем мученикам. Русь не любит своих пророков и гениев. И что тому причиной – неведомо.
На этой неделе в Нью-Йорке хоронили Иосифа Бродского. Поэта, заклейменного на Родине кличкой «тунеядец», отбывшего по этой причине срок. Хоронили Нобелевского лауреата, выдающегося продолжателя русской и мировой культуры. Хоронили человека, от которого отказалась Россия.
И тут же раздались голоса: надо бы, мол, прах немедленно перевезти на Родину. Мол, это наша национальная гордость. Мол, мы всегда помнили и знали…
Господи, почему же мы любим своих поэтов и пророков только после того, как останавливаются их израненные и разворованные сердца? До каких пор будем выгонять за границу живых и с почетом встречать гробы? Умирают в чужих пределах русские изобретатели вертолета и телевизора, философы и композиторы, певцы и писатели. Умирают, оставляя чужбине лучшие изобретения и произведения, ностальгию, боль, недоумение, горечь.
Щедра ты, Русь, коль десятками и сотнями изгоняешь лучших своих сыновей. Истоки такой щедрости недавно прояснил Президент, отправляя в отставку бывшего фаворита: мол, ничего страшного, «В России умных людей много». Не будем ничего говорить про экс-фаворита, но только очень уж неубедительно выглядит президентский тезис. Ох, Борис Николаевич, как бы опять ошибки не вышло. Если бы было много умных людей, разве так бы мы обустраивали Россию, разве так бы мы жили, как нынче живем?
В одном из последних стихотворений Некрасова есть чудная мысль: у Руси есть свое Вестминстерское аббатство, где хоронят великих мужей. Только затерялось оно в бескрайних сибирских степях. Добавим: пределы этого мемориала давно уже перешагнули границы Отечества, и славных сынов России за рубежом покоится не меньше, чем в родной земле.
«Ни тюрьмы, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать…», – писал молодой Бродский. В зрелые годы на просьбы посетить Россию поэт отвечал неизменным отказом. Не все, стало быть, гении и пророки прощают Отечеству обиды.
У Отечества память короче. Может, эта короткая память и есть наказание свыше, о котором писал Кюхельбекер?

Из интервью  В.Егорова газете  «Пограничник Северо-Востока» Петропавловск-Камчатский, начало 90- х  годов
(автор материала - прапорщик Д.Билец)

- Ваш идеал русского офицера и соответствует ли ему облик офицера нынешнего?
- О,  это больной вопрос. Я филолог по образованию,  и оперировать мне легче примерами из гуманитарной сферы. Обратите внимание,  насколько был высок вклад русского офицерства в отечественную культуру. Ведь  по сути весь девятнадцатый век наш классический фонд определялся деятельностью людей, служивших в армии, имевших армейское  образование или  тесно связанных с военными.  Судите сами: декабристы в большинстве своем были военными. Но какое богатое литературное наследие  оставили они, кстати, не оцененное по достоинству до сих пор! Мне лично очень нравится проза Николая Бестужева (не путать с его братом  «зачинщиком русской повести» Александром Бестужевым-Марлинским, тоже, кстати, офицером). Идем дальше: поручик Михаил Лермонтов, генерал Денис Давыдов, выпускники Главного офицерского инженерного училища Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, офицер-артиллерист Лев Толстой, штабс-капитан Афанасий Фет... Военными были композиторы Римский-Корсаков, Цезарь Кюи... Этот ряд легко продолжить. По сути, только Пушкин  из гениев прошлого века остался без эполет, но обратите внимание - какая у него, особенно в ранний период, тесная дружеская связь с офицерами, сколько он берет от них!
- Вы хотите сказать, что русский офицер  всегда был эталоном высокой духовности, образованности, чести...
-  Да, по сути,  эта традиция держалась и до советского времени. Как бы сегодня ни относиться, скажем, к такой фигуре, как Тухачевский,  никто не сможет отрицать исключительного уровня его образованности. Он ведь был блестящим  знатоком музыки. Недавно, кстати, опубликованы отрывки из научной работы Тухачевского... о составе лака на скрипках Страдивари!
-  Но эта высокая духовность ныне утрачена?
-  К сожалению, хотя и сегодня среди офицеров встречаются достаточно образованные  эрудированные люди, но планка здорово понижена с периода 30-40-х годов. Причин здесь много, и дело, думается, не в личностных качествах. Это плоды государственной политики, готовившей кадры (как гражданские,  так и военные) к исполнению роли винтиков системы в атмосфере всеобщего «одобрямса». Удастся ли возродить эту традицию? Для меня очевидно: этот процесс  очень долгий.  Хотелось бы надеяться на  те реформы российской армии, которые сейчас  готовятся, но предусматривают ли они духовное возрождение русского офицерства - пока неизвестно...
 
 
InfoSky - Создание и развитие бизнеса в сети Интернет (Калининград).