... Я хотел стать журналистом - я стал. И как-то так совместил военную стезю (это от отца у меня) и гуманитарную, к которой тяготел. В итоге получился такой... нестандартный - военный гуманитарий.
Валентин Егоров
Из интервью программе "Ангажемент", ГТРК "Янтарь", 2001 г.
Статья в газете «Каскад» Ко Дню Всех влюбленных « Этот мир любовью создан...»
Автор этой строки - журналист Валентин Егоров, известный большинству калининградцев по телепрограмме «Честь имею!». Месяц назад исполнилось пять лет, как он ушел из жизни.
Когда-то одну из поздравительных открыток ко Дню всех влюбленных он подписал:«Валентин. Не святой». Сегодня есть сомнения в этом...
СПРАВКА
Валентин Адольфович Егоров окончил филологический факультет Калининградского университета и аспирантуру, написал диссертацию по творчествурусского поэта Н.А.Некрасова. Более 30 лет отдал службе в Военно-Морском флоте, был военным журналистом на Камчатке, работал в газете «Страж Балтики», основал и в течение нескольких лет вел телепрограмму Балтийского флота «Честь имею!». С 2003 годабыл заместителем председателя ГТРК «Россия-Калининград».
Хобби: автор более ста песен, в основном, для спектаклей народного Литературного театра Дворца культуры моряков.
На вечере памяти Валентина в филармонии в 2006 году его друг священник отец Маркел, тоже, к сожалению, безвременно ушедший из жизни, сказал замечательную фразу: «Поражало, что при всей огромной работе, которую он исполнял, будучи журналистом, телеведущим, одним из руководителей крупной телерадиокомпании, он это делал удивительно легко. Не легкомысленно – нет, а именно легко, всегда с улыбкой. Так что никто не мог догадаться о том объеме трудов, которые он вел»
Хотелось бы добавить - легко и солнечно. По-моцатовски.
Когда-то давно на заре туманной юности друг и однокашник Валентина Владимир Сухов написал о нем такие строки «Приходит солнце – это Валька...»
Сухов, автор текстов большинства песен Литературного театра, замечательный, самобытный поэт, нов этом он был не оригинален. Все что-то подобное, моцартовское, в нем ощущали.
Когда мы с Валентином только познакомились, я одну из его мелодий сравнивала с моцартовской, со знаменитой«Дай ручку, Церлина» из «Дон Жуана» - такой же легкой, гибкой, интонационно естественной она мне казалась.
- Не лжи, - отвечал он мне.- Тебе не могут нравиться мои песенки.
- Нравятся, но не все. Эта очень нравится.
Самое интересное, что песня была вовсе не о любви. А о том, как проклятые империалисты убивают туземцев (дело было в начале 70- годов, песня была к публицистическому спектаклю «Гитары в бою»)
А собственно, о любви у него не так уж много песен. Но каких! И на стихи каких поэтов! Тютчева, Гумилева, Левитанского, Тарковского. «Он когда-то писал стихи и песни на свои стихи, но в какой-то момент понял: зачембрать плохие стихи, если есть великая поэзия, - рассказывал руководитель Литературного театра Альберт Сергеевича Михайлов.
Видимо потому, что была такая мощнаялитературная составляющая большинства его песен - безупречный вкус профессионала-литературоведа подсказывал емувыбор - Валентин не считал себя композитором. Когда его спрашивали, сколько у него песен, он полушутя отвечал: «Не песни – стихи. Я тут не при чем».
Сегодня, слушая записи его песен в авторском исполнении, поражаешься, как прекрасно он подвал именно текст – прочувствовав каждую строчку, каждую фразу и запятую. И уверуешь, несмотря на достоинства музыки, что вначале было слово...
Тем не менее, в Литературном он, безусловно, считался композитором. Про которого слагали легенды – в буквальном смысле, целый цикл. На одном из вечеров его авторских песен, великий актер Литтеатра Михаил Снапир, в минувшем году тоже безвременно ушедший из жизни, читал эти юмористические истории в стиле Хармса - «Однажды композитор Егоров...» Вот некоторые из них
«Однажды композитор Егоров не подал руки поэту Сухову. С тех пор поэт Сухов пишет для композитора Егорова очень плохие стихи, а композитор Егоров кладет эти стихи на отвратительную музыку собственного сочинения».
«Однажды композитора Егорова не признал на улицеТихон Хренников. С тех пор композитор Егоров категорически не посещает съезды Союза советских композиторов»
Последняя песня, которую он написал, была тоже о любви – хотя и шуточная.
Михайлов: ставил спектакль, приуроченный к юбилею города – «750-й километр».Там среди прочихбыли, разумеется,. и исторические персонажи. «Понадобилась песня - любовный романс Наполеона, посвященный королеве Луизе. И я обратился к Валику. Он этот романс сочинил.. Но обычно он не только писал гармонию, но и сам напевал, чтобы дать представление актеру, который будет эту роль исполнять, о характерепесни. А тут у него после операции на легкое, голос пропал вообще. И мне все вокруг говорили: «Ну, ты что! Как можно! Ты что – не понимаешь, в каком он сейчас состоянии...» А я как-то так, специально делал вид, что действительно, ничего не понимаю... И он запел!. Появился голос! Такая была у него жажда жизни, такое умение жить щедро и творить, несмотря ни на что!» (А.Михайлов).
Сам Валентин всегда с улыбкой рассказывал, что сочинять музыку он в принципе начал по приказу.-того же Михайлова: «Надо для спектакля –значит, надо. Я же военный: лапу к уху, есть».
Но совсем последнее, что он сочинил (я не говорю «написал», и поясню, почему), были все-таки поэтические строки.
В филармонии ко Дню всех влюбленныхмы готовили музыкальный проект«Ромео и Джульетта» – некая фантазия с использованием музыки разных эпох, на этот известный сюжет написанной. В том числе -современныйфранцузский мюзикл. Песни из него уже к тому времени были переведены, но нам нужен был свой текст, поскольку концепцияспектакля была другая. Там полубандитское – «Короли ночной Вероны, нам не ведомы законы...». А нужно было нечто пафосное на тему, что главное в жизни любовь.
К тому времени Валентин уже не мог писать – отказала правая рука. Послушав музыкуи уловив ритм, он сказал мне:
- Бери ручку, - и продиктовал:
«Этот мир любовью создан, это город, эти звезды,
Пенье птиц и шум прибоя – это создано любовью
У любви свои скрижали, кто не знает их – тех жаль мне»
Я стала возражать:
- Начало нормальное, а дальше чёртечто -скрижали! Да наш хор такого сроду не выговорит!
- Ну, не знаю, мне слово понравилось...
- А это что за звуки: «их – тех – жаль»? Это как спеть?
Он, видимо, уже устав, ответил
- Ну, раз такая умная – пиши сама.
Я думала-пыхтела и написала:
«У любви своискрижали, но найдется тот едва ли,
Кто туда добавить строчку не хотел бы сладкой ночкой».
Показала ему. Он глянул, иронично улыбнулся
- Про сладкую ночку - это ты круто заложила...
...Многие поэтические томики в нашей домашней библиотеке до сих пор хранят его закладки, а над строчками стиховкарандашом набросана гармония.
Но не известен ритм, а нет ритма - нет пульса.
И уже никто не подскажет, как должна звучать мелодия, например, на эти стихи Давида Самойлова: