А в свое время оно было ужасным...
В Калининград на фестиваль Балтийские сезоны приехал руководитель театра Сатирикон известный актер театра и кино Константин Райкин - привез свой курс студентов школы-студии МХАТ для участия в фестивальной программе "Выпускные спектакли театральных вузов России" .
В свое время Константин Райкин поразил калининградцев нелицеприятными высказываниями в адрес нашего города.
«Гость оказался не прост и выручил-таки пишущую братию подобием сенсации: вместо привычного комплимента древности и своеобразию Калининграда врезал нечто противоположное. Рассказывая, как с десяток лет назад снимался здесь в «Жене керосинщика», артист заметил: «Это было самое жуткое место в стране. Страшнее Калининградской области я ничего не видел.. Я видел остатки какой-то совершенно другой цивилизации! Я видел здесь остатки величайшей культуры, вокруг которой поселились какие-то, простите, ублюдки… И вот они понастроили какие-то убогие дома, уродливые жилища. Сделано все как-то без любви… Калининград мне тогда показался чудовищем».
Потом, правда, гость сказал, что нынче у города появляется подобие нового лица, и это его обнадеживает. Видимо, и нас, ублюдков, это должно обнадеживать...» (В.Егоров, «Город пышный, город бедный», газета "Страж Балтики")
Многие, включая представителей городских властей, тогда возмутились, многие обиделись - неужели мы производим такое удручающее впечатление на гостей. Кто-то потихоньку злорадствовал: мол, наконец-то человек со стороны и резанул правду-матку.
Но вся ли это правда и правда ли вообще? А если посмотреть глубже...
Валентин Егоров был единственным из всей пишущей братии, кто
не просто проглотил горькую пилюлю гостя, а попытался проанализировать проблему и достойно ответить в печати Константину Исааковичу. Напомнить о драматичной судьбе нашего города, о раздвоении его "личности»:
«Что ж, пожалуй, впервые за более чем полувековую послевоенную историю нашего города ЭТО было сказано вслух. Конечно, душа никогда не согласится с оценками гостя, и все же…
Трагична судьба нашего города. От него публично отреклись старые жители: «Кенигсберга больше нет, мы унесли этот город на подошвах своих башмаков», - прочитал я в одной немецкой книге. А советские власти чуть ли не до 70-х годов не могли поверить в то, что город этот навсегда стал российским, и все боролись с жупелами немецкой «архитектурной угрозы». Последовательно стирая все черты своеобразия улиц, фасадов, площадей.
Душа, конечно, никогда не согласится с оценками гостя, потому что знаю, как боролась местная интеллигенция за сохранение своеобразия нашего города, сколько судеб было сломано за попытки отстоять это своеобразие, знаю, какими хитростями строилось в Калининграде все, чем мы сегодня гордимся: Органный зал, картинная галерея, спорткомплекс «Юность». И все же…
И все же в этом «ничейном» пространстве рождались, жили, трудились люди, и судьбы их навеки породнены с этим городом...
(В.Егоров, "Город пышный, город бедный». Сегодня прочитать этот материал можно в книге "Время, на ощупь горячее" и на сайте в разделе « О Калининграде и калининградцах»)
А в другом материале, также посвященном Калининграду он пишет:
«.Это все мы, странные люди странного края, маленького островка близ большого материка с названием Россия....Это все мы, Господи. Люди, живущие в двух мирах и двух эпохах одновременно» («Наш странный любимый остров»)
То, что мнение Константина Райкина о нашем городе калининградцев задело и из памяти не выветрилось, доказывается и нынешними интервью с артистом. Не было журналиста, кто бы ни спросил - а как теперь вам наш город.
Ответ К.Райкина: город стал лучше, гармоничнее. "Такое ощущение, что все здесь становится на своим места" (газ. "Аргументы и факты")
И все журналисты дружно закивали: гармоничнее.
Хотя лучше других знают, что на чьи места здесь становится. Так что раздвоение личности города (хотя иного рода - иное столетье на дворе) как было, так и осталось... |