В газете «Калининградская вечерка» ( № 24) в материале Д.Седовой «Война и мир в Советске» было написано следующее:
«Кульминацией станет театрализованное действо по роману Льва Толстого «Война и мир и одноименной опере Прокофьева. В постановке будут участвовать великие российские актеры Лариса Голубкина и Василий Лановой.
Режиссер (Заслуженный деятель искусств РФ Вениамин Андреев) сказал, что идея воссоединения романа Толстого и оперы Прокофьева не нова.
- Мне эту мысль подсказали Наталья и Валентин Егоровы. Светлая ему память. Тогда мы создали замечательный спектакль, который шел в филармонии. Но то, что увидят зрители в Советске, более масштабно и не похоже на филармонический вариант».
Это не совсем так.
Валентин Егоров не имел непосредственного отношения ни к идее постановки в филармонии музыкально-сценической фантазии «Война и мир», ни к ее реализации. Правда, мы с ним обсуждали кое-какие детали, например, чем закончить спектакль. Я, как автор сценария, предлагала - старинной французской песней о короле Генрихе Четвертом («Vive Henri Quatre»), очень уж мощно она звучала в филармонии под орган в исполнении хора «русских и французов». Как символ единения, гуманизма и мира во всех смыслах этого слова (мир – как не война и мир – народ, люди, человечество). Так было и в фильме Бондарчука.
Но Валентин полушутя возражал: «Не позволю кончать наш русский роман забугорными песнопениями!». Далее этого он в обсуждение сценария не углублялся. Просто одобрил в принципе идею соединения оперы Прокофьева, киномузыки Овчинникова и текстов Толстого.
Тем не менее, самый первый премьерный показ «Войны и мира» в филармонии по ряду объективных причин с треском провалился.
Вечером, когда мы с музыковедом Заслуженной артисткой РФ И.С.Андреевой ехали из филармонии, нас ждала еще одна неудача: у нее сломалась машина, так что домой я добралась к полуночи. Все это время Валентин постоянно звонил мне на мобильник и чуть ли не сердито спрашивал, скоро ли? Что меня удивило: обычно он с пониманием относился к моим проблемам. Когда же я, наконец, открыла дверь, стало понятно его нетерпение - меня ждал сюрприз: из Америки прилетел наш друг, бывший диктор Калининградского радио и телевидения, Леонид Александрович Степанов. Они с Валентином стояли «во фрунт», на головах у них были сделанные из газеты «треуголки» (Степанов даже завязал один глаз «под Кутузова») и пели «Vive Henri Quatre»! Так они меня утешили и поздравили с премьерой.
Потом, когда все «притерлось», когда дети, занятые в спектакле, освоились, спектакль имел успех. Он в течение почти трех лет неоднократно повторялся в цикле «Семейные музыкальные чтения» музыкально-просветительской программы Калининградской филармонии «Всей семьей в концертный зал». И Леонид Степанов (кстати, человек разнообразно талантливый: актер, режиссер, вообще легенда калининградской культуры, и тоже, как и Валентин, бывшая звезда Литературного театра) играл Дядюшку в сцене охоты.
А Валентин с удовольствием присутствовал на одном из спектаклей. Тем более, что в музыкальную канву проекта мы включили его песню – «Ворон к ворону летит...» на слова Пушкина. Ее спела а капелла студентка Калининградского музыкального колледжа меццо-сопрано Виктория Бобкова.
Так что в афишах и программках спектакля значилось: музыка Сергея Прокофьева, Вячеслава Овчинникова, Булата Окуджавы, Валентина Егорова. И Валентину, несомненно, приятно было видеть себя в такой достойной компании.
Что касается проекта в Советске, приуроченного к Тильзитскому миру, то филармонический спектакль «Война и мир» послужил главному режиссеру Вениамину Олеговичу Андреееву только отправной точкой. Он значительно видоизменил первоначальный материал, точнее – перевел его в другой жанр (праздничное театрализованное действо), а главное – ввел новых чтецов от автора: упоминавшихся Ланового и Голубкину.
И хотя песня Валентина Егорова на этот раз в спектакль не вошла, но повод вспомнить о нем опять-таки был: Лариса Ивановна Голубкина.
Дело в том, что Голубкина в 1995 году возглавляла жюри Всероссийского фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова.
А Валентин Егоров входил в состав жюри первого тура этого конкурса, который проходил в Калининграде 27-28 марта 1995 года. Вместе с ним в жюри тогда работали еще двое калининградцев: режиссер Облдрамтеатра Борис Афицинский и солист Калининградской филармонии Николай Горлов.
Второй тур этого фестиваля, к которому, кстати, был допущен и артист «Тильзит-театра» Советска Николай Зубаренко (из 160 кандидатов по всей стране было выбрано только 35), проходил уже в Москве в Доме актера. И там был уже столичный состав жюри: Караченцов, Камбурова, Ряшенцев и другие знаменитости...
Валентин же всегда с удовольствием вспоминал фестиваль актерской песни в Калининграде. Особенно эпизод, когда Лариса Голубкина безошибочным чутьем профессионала «вычислила» талантливого калининградского музыканта Владимира Сатонина: «С первых же звуков вся насторожилась: «А кто это там за роялем?...» И настояла на том, чтобы Владимиру Ивановичу был присужден диплом лучшего концертмейстера фестиваля.
Впоследствии, когда Валентин видел на телеэкране Голубкину, он обычно шутливо восклицал «О! Колллега - Ларыса Ивановна!..»
Наталья Егорова