Переход на главную Если у Вас возникли вопросы, напишите нам
 
... Я хотел стать журналистом - я стал. И как-то так совместил военную стезю (это от отца у меня) и гуманитарную, к которой тяготел. В итоге получился такой... нестандартный - военный гуманитарий.

Валентин Егоров
Из интервью программе "Ангажемент", ГТРК "Янтарь", 2001 г.
Главная
Биография
Телепрограмма «Честь имею!»
Время, на ощупь горячее
Детские рассказы
Литературоведение
Песни
О Калининграде и ...
Калининградцы о нем
 
Фотогалерея
Контакты
Все новости
Под флагом Эскадры Свободы
Поездки, походы, путешествия
 
« Святой Феодор, адмирал российский»

.....Черноморский флот оказался представленным (на церемонии канонизации Ф.Ф.Ушакова)... дважды. Первая делегация - от России, ее возглавил командующий ЧФ адмирал Владимир Комоедов. А украинские военно-морские силы представлял их командующий адмирал Михаил Ежель. Трудно  предположить, как бы отнесся к раздвоению своего любимого детища основатель Черноморского флота адмирал Ушаков. Но в отличие от политиков,  два  командующих-черноморца подчеркнуто радушно общались друг и другом. Уже после окончания торжеств, отвечая на мой вопрос, о том, каково ему на «иностранной» территории, Михаил Брониславович Ежель, сказал, как отрубил:
-Благодаря этому мероприятию мне посчастливилось стоять в одном строю с выдающимися флотоводцами нашего времени - моим бывшим главкомом адмиралом флота Чернавиным, с моим бывшим командующим Камчатской флотилией адмиралом флота Капитанцем. Мы сегодня были в одно строю, я горд этим....
Каюсь, не смог я удержаться и задал командующему ВМС Украины еще и вопрос о том, не будут ли делиться герои-флотоводцы на «наших» и «не наших» по национальному признаку?... 
-Это глупость, - ответил Ежель. - Это невозможно сделать, потому, что никогда россияне и украинцы, которые шли в одном строю, находились в одном окопе, не интересовались такого рода проблемами...

...Для церкви Федор Ушаков был не только военачальником. Главным основанием для его канонизации стало то, что Федор Ушаков, находясь по долгу службы в самой гуще боев, смог одновременно явить образ истинного христианина и не раз жертвовал собой ради спасения ближних, - отметил в одном из своих интервью Патриарх Московский и всея Руси Алексий II...
Это...церковная точка зрения ...Но ведь большинство тех, кто несет сегодня службу в Военно-Морском Флоте, люди нецерковные, светские. И все же, думается, и для них канонизация выдающегося флотоводца - событие большое и отрадное, свидетельствующее о возрождении престижа флотской службы, признании роли флота в становлении российской государственности и духовности. У военных моряков появился «свой» святой. И, несмотря на его «местночтимость», можно с  большой долей уверенности утверждать, что вскоре лик праведного Феодора, адмирала российского флота, появится в каютах и кубриках. Даже самые воинствующие атеисты, думается, не будут возражать против этого. Ведь помимо религиозного, конфессионального аспекта канонизация имеет еще и  исторический, и нравственный аспект....
Сейчас на Северном флоте несет свою службу тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». С его командиром капитаном 1 ранга Александром Фадеевым мы познакомились на торжествах в Сарове. Разговор был book3.jpgне из веселых. Крейсер с именем великого адмирала на борту находится в перманентном ремонте, перспективы окончания ремонта и перспективы службы самого корабля весьма туманны. И, как это ни странно, канонизация Федора Ушакова может эти перспективы сделать более определенными и оптимистичными. На пресс-конференции, состоявшейся после церемонии прославления, об этом сказал начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко:
- После сегодняшнего события мы, по всей вероятности, пересмотрим свои взгляды на эту проблему...
Вот так сплетаются воедино день вчерашний и проблемы сегодняшнего дня. Вопросы религиозные и вопросы светские. Хорошо, если все это - во благо стране и ее флоту. Так, по крайнем мере, должно быть.
Экипаж тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Ушаков» прибыл на торжества с Северного флота.
Под флагом Эскадры Свободы

...А с нашим приходом погода наладилась.
И пусть простит меня тень автора замечательной книги о Франции «Праздник, который всегда с тобой» за зеркальный парафраз: все было именно так.
-Вы привезли нам солнце, - сказала одна пожилая француженка на палубе «Настойчивого».
Так и запомнилось: яркое, слепящее солнце над заполненной тысячами людей набережной Сены, десятки белоснежных парусов, серые силуэты военных кораблей, разноцветье  флагов, растушеванные маревом дальние очертания соборов Руана, блики на волнах трудяги-реки, тысячу раз воспетой поэтами, прозаиками, художниками, музыкантами.
Этот праздник тоже останется навсегда с теми, кто его видел.
Праздник назывался «Л'Армада де ля либерти» - «Эскадра свободы».

«Настойчивый» швартовался в Руанской гавани трудно. Для такого великана ее ковш оказался явно маловат. Лопнул кормовой буксировочный швартов, сказалась неуверенность лоцмана - словом, только железная воля и опыт Владимира Самчука позволили выправить ситуацию Тысячная толпа, собравшаяся на причальной стенке, с интересом следила за тем, как сокращается полоска воды между бортом и берегом. И вот - новая неудача: матрос, подававший бросательный конец, не добросил легость до берега. Зрители  засвистели, заулюлюкали  (Позже выяснилось, что улюлюкать было нечего: боясь угодить свинчаткой в кого-нибудь из собравшихся, моряки швартовой партии «облегчили» легость, за что и поплатились потерей морского престижа. Зато позже, при швартовке в Гавре, моряк с эсминца запустили легость лучше линемета, пролетев всю ширину  стенки, она угодила прямо в открытое окошко легковой машины, ехавшей по пирсу. Обалдевший водитель долго не мог поверить, что это сюрприз с корабля). Впрочем, ситуацию переломил оркестр штаба Балтийского флота под управлением Виктора Бобков, грянувший марш с вертолетной площадки корабля. И зрители, тут же  забыв о тяжелой швартовке, зааплодировали, запританцовывали, расцвели улыбками.

...Одно подводило: название нашего корабля выговорить не мог никто, хотя французы, американцы, бразильцы - да бог его знает еще кто, все добросовестно пытались это сделать. Президент угольной компании, расположенной тут же,  в порту Руана, пригласивший четверых  русских офицеров ...с эсминца на юбилей своей фирмы, долго учил трудное слово и добился немалого: в своей речи он представил корабль как... «Настойвич». Хуже нашего дело было только у флагмана украинского флота. Их название - «Гетьман Сагайдачный» - выговорить вообще никто не мог. Так, может, настала пора, определяя названия кораблям, подумать и об этом аспекте? Ведь известные всем «Жигули» стали «Ладой» за рубежом по сходной причине...

....Другим кораблем, пользовавшимся успехом в дни праздника, был не «иностранец», а свой, родной для французов учебный крейсер-вертолетоносец «Жанна Д"Арк» ...И над этим феноменом надо бы еще поразмышлять. Есть у меня тяжкое подозрение, что если бы праздник типа «Эскадра Свободы» проводился где-нибудь у нас, большинство сограждан предпочло бы посмотреть на гостя из-за рубежа, несмотря на то, что и корабли, и моряки наши имеют высокий авторитет в мире. Но - у французов собственная гордость. Толпы, осадившие «Жанну Д'Арк», убедительно доказывали, что престиж военного моряка в Пятой республике достаточно высок. О том, как достигается этот престиж, - разговор особый. Не раз и не два приходилось видеть, как французская мамаша просила французского моряка остановиться, нагнуться, чтобы ее малое французское дитя могло дотронуться до знаменитого красного помпончика на бескозырке. Во Франции такая встреча с моряком, считается, приносит удачу. Как это далеко от нашего привычного: «Будешь плохо учиться - в армию заберут!».

...И слышно было до рассвета как  ликовал француз...
То же было на улицах, в кафе и в магазинах, где любого из нас встречала улыбка, неизменные «бонжур», «мерси», «оревуар». Продавцы готовы был весь день перебирать с нами товар, а если и после часовых поисков нужной вещи не находилось, извинялись без конца. Не всякие нервы выдержат.
И последнее. За всю неделю праздника автору не довелось видеть ни одного пьяного француза, хотя великолепные и относительно дешевые сухие вина продавались практически всюду. И если пару раз встречались веселые ребята, нелегкой матросской походкой двигающиеся в сторону корабля, можно было быть уверенным: либо американец, либо наш брат - славянин. В одной из книжек о Франции застойного времени мы прочли, что в этой стране многие страдают «скрытыми формами алкоголизма».  Свидетельствую: очень скрытыми!

Завершающим этапом торжеств, а равно и их кульминацией,  стало прохождение армады кораблей и судов 120-километровым маршрутом по Сене от Руна до Гавра. 47 городов и городков, расположенных вдоль по течению реки, с нетерпением ждали этого события.
... «Армада» двинулась и, рассекая волны, плывет»...
«Настойчивый» отходит от набережной Ке-Уоддингтон под звуки "Прощания славянки", вызвав бурю приветственных криков, аплодисментов и, смею уверить, слез. Это трудно описать, но на всем протяжении почти девятичасового перехода мы практически не видели на берегах мест, свободных от народа. Казалось, вся Франция съехалась на берега Сены, чтобы приветствовать корабли «Эскадры Свободы».
«Настойчивый» узнавали. Несколько раз долетали усиленные мегафонами возгласы: «До свиданья, товарищи! Спасибо!» В одной из деревенек при прохождении российского эсминца заиграли... Гимн Советского Союза, видимо, по простоте не поспев за быстроменяющимся обликом нашей страны. Группа ребят на катерке, вышедшем сопровождать «Армаду», дружно и довольно ладно запела «Калинку»... Ну и наши моряки не оставались в долгу, взмахами фуражек и бескозырок приветствуя зрителей. И уж точно рекорд, достойны занесения куда-нибудь в книгу достижений, установил оркестр Виктора Бобков, почти без перерыва все время этого перехода услаждавший слух зрителей маршами, польками, мелодиями популярных песен - под бурные аплодисменты обоих берегов.

Путешествие за два моря к «Низким землям»    
...  Слухи о том, что вся Голландия знает, где находится домик Петра I, конечно сильно преувеличены. Водитель туристского автобуса, который вез нашу экскурсию из Роттердама в Амстердам, а затем в музей ветряных мельниц, услышав, что мы хотим заехать еще и в Заандам, в музей Петра Великого, лишь недоуменно пожал плечами. Полицейские, тамошние «гаишники», уже в Заандаме, когда мы их спросили о домике Петра, тоже не смогли сказать в ответ ничего вразумительного.
Тем не менее мы оказались на центральной площади Заандама Дамплейн, перед небольшим,  но весьма симпатичным памятником, изображавшим Петра с рубанком, остругивающего какую-то корабельную деталь. С интересом прочли надпись по-русски на постаменте: «Царь Петр I обучался в Саардаме корабельному делу в 1697 году. Дар императора Николая II городу Саардаму в 1911 году»
А где же знаменитый домик? Скудных познаний в голландском языке явно недоставало, чтобы спросить об этом ребятишек, гоняющих на роликах поблизости. И тут мы заметили странные вкрапления в брусчатку площади. На расстоянии 1,5-2 метров друг от друга в мостовую вмонтированы керамические плитки с изображением голой человеческой ступни. Огромные эти следы ведут с площади вниз по ближайшей улице, сворачивают налево.

Интересно, что же они обозначают?
Мы идем по этим «следам» и... вдруг останавливаемся у долгожданной цели - музея «Дом Петра I». Последняя керамическая плитка с изображением голой ступни сообщает о том, что это - своего рода указатель движения к достопримечательности Заандама, и установлен этот «указатель» в 1977 году.
Ну что ж, очень мило. Правда, не очень понятно, почему Петр ходил по улице босиком. Видимо, это пока недоступный для нас нидерландский юмор.

....  Что еще поражает в домике Петра Великого? Пожалуй, сам факт того, что Великий Петр довольствовался столь малым... Один уголок небольшого дома пользуется повышенным вниманием туристов - так называемая спальня Петра. Почему «так называемая»? Потому что это, по сути, обычный встроенный в стену ящик. Длина ящика 180 см. Учитывая то, что рост Петра был 2 м. 4 см, начинаешь и в самом деле задумываться о непритязательности великих.
-Не удивляйтесь, - помогает нам развеять недоумение Люся Блом. В те годы жители Голландии не спали лежа. Считалось, что такая поза напоминает о смерти. Поэтому ночной отдых проводили полусидя. Почему «ящик» закрывался? Так экономилось тепло. Кстати в этой «спальне» могли еще храниться овощи, как в обычной кладовке.
Может быть, может быть. А все же непривычно. Попробуй сегодня послу или сановнику предложить такую «спальню» - и сразу оценить разницу в нравах той и нынешней эпохи.
Да, для великого действительно ничто не является малым. А мы, малые? Тянет нас, тянет постоять в тени великих, попытаться ну если не сравниться с ними, то хотя бы быть поближе. Все стены, стекла окон и мебель домика Петра исписаны автографами побывавших здесь.
- Самый старый автограф датирован 1770 годом, - сообщает нам Люся Блом.
Эта страсть малых запечатлеть себя на царственном фоне столь велика, что в конечном итоге руководство музея, дабы не подвергать домик разрушению, ввело специальные книги для автографов посетителей, где мы с удовольствием и расписались.
Впрочем, не отказали и в ином удовольствии: сфотографироваться и на фоне «спальни Петра», и за его рабочим столом. Тщеславие, понимаем, порок, но как трудно ему противостоять...

"В поисках утраченного времени".  Заметки о визите эскадренного миноносца «Настойчивый» в Шербур, об исторических параллелях, о  дожде, растянувшемся на целое столетие  и, разумеется, о знаменитых зонтиках.

... Французские коллеги с эсминца «Аконит» уважительно отзывались о ходовых качествах, вооружении нашего корабля, о слаженности и мастерстве экипажа.
Впрочем, был тут один момент, французами так и не понятый до конца, видимо, из-за общеизвестной «загадочности славянской души».
На одном из приемов она начали «пытать» наших офицеров:
-У вас  корабль первого  ранга?
-Да, - отвечали наши.
-Значит, командир корабля - капитан 1 ранга, а остальные - ниже по званию?
-Точно, - отвечали наши.
-А тогда почему у вас на корабле так много капитанов 1 ранга? - лукаво спрашивают французы.
-Это  - походный штаб.
-Значит, без походного штаба ваш корабль в море ходить не может?
-Отчего не может? - обижались наши. - Запросто может.
-А зачем же вам походный штаб? Значит, вы все-таки без него - никак? - не понимали французы.
-Почему «никак»? - отвечали  наши, и  разговор шел по новому круг.
Странные они ребята, эти французы  Элементарных вещей не понимают.

....На корабле совокупными усилиями мы вспоминали сюжет «Шербурских зонтиков». Что-то о любви. Он ушел в армию, она не дождалась... А при чем тут зонтики? Давайте снова. Он работал в гараже, а она - в магазине. Стоп! Она же работал в магазине, который торговал зонтиками!
Конечно, гуляя по Шербуру, мы меньше всего думали о том, что найдем тот самый магазин, где работала героиня фильма. Да и был ли он? Скорее всего, это выдуманный, построенный в павильоне магазин.
Тем не менее, проходя мимо витрин, невольно останавливались перед теми, где на всякий вкус и цвет выставлялись зонты - с разными ручками, складные, на длинном ремешке... В один из магазинов зашли. Вместо приветствия напели хозяину знаменитый мотив Леграна: «До свиданья друг мой, до свидания!...» Хозяин понял сразу и сразу нас обескуражил: нет, его магазин не торгует знаменитыми шербурскими зонтиками. А если мы хотим найти тот самый магазин, то...
Он достал план города и фломастером отметил точку.
- Пройти вам надо так...
Скажем честно, не ожидали мы такой любезности от представителя частного капитала. Надо же,  потенциальных покупателей запросто от себя отправляет. Более того, не  пытается нас убедить, что его зонтики не хуже, а может, и лучше, что в фильме все неправда...
Точно, странные они, французы...
А потом мы нашли тот самый знаменитый магазин, где работала героиня Катрин Денев со своей матушкой, и сразу вспомнили... И этот вид из окон магазина на улицу, где проходят моряки с красными помпонами на бескозырках,  и грустную историю любви - вечную,  на все времена.
А хозяин магазина господин Жан-Пьер Ивон рассказал нам о своей мастерской, где делаются знаменитые шербурские зонты 39-ти расцветок, научил нас отличать  от других зонты из его магазина. На  ручке каждого из них - блестящее колечко, а на самом зонте - исторический герб Шербура на фоне двух сложенных перекрещенных зонтов. Очень бы хотелось приобрести такой зонт. Но цены на «фирменную» продукцию были высоки, а Отчизна, посылая нас в поход, валюты не выдала.
Но зато господин Ивон подарил нам по брелоку с логотипом его фирмы, а автору этих строк вручил еще и значок. Значок как медаль: с номером. Мой номер 3183.
Так протянулась еще одна нить, уходящая в историю.  И вспомнил я себя школяром, сидящим в балтийском кинотеатре «Шторм» и смотрящим тот давний мюзикл, безнадежно изуродованный русским переводом. «До свиданья, друг мой, до свидания!...»
Будете в Шербуре, зайдите к господину Ивону, он будет рад. И искать не надо. Его магазин расположен на рю Де Портэ,30.
Кстати, на мэрии Шербура увидели мы иной герб города, видимо появившийся не столь давно: чайка на нотном стане. Знаменитая мелодия Леграна словно начала новый этап истории города.
 
InfoSky - Создание и развитие бизнеса в сети Интернет (Калининград).